13 Фев 2025, Чт

Золотное шитье – сложное, скрупулёзное и из неведомых материалов

Татьяна Старостина

Интервью с Еленой Сединкиной – мастерицей по золотому шитью, сажению по бели и воссозданию старинных головных уборов и украшений.

Моя бабушка – художник, и когда я приезжала к ней на лето, всегда была окружена творчеством, книгами по искусству, и могла часами разглядывать в бабушкиной мастерской ее инструменты для лепки, рисования, перебирать нитки и бусины. Но в творчестве себя не видела и профессию выбрала очень далекую от искусства – экономист.

Однажды я попала в большую церковную лавку, поехала за тканью, моя подруга мне часто шила интересную одежду. В лавке были образцы золотной вышивки, всевозможные бусины, кружева, нитки и инструменты для вышивки, которые я раньше не видела. Мне стало интересно, и продавец рассказала, что это техника сажение по бели (шитье жемчугом по шнуру) и золотная вышивка (вышивка металлизированными нитями). И так я начала их изучать, читать, искать мастеров. Восхитили работы Ярины Олеговны Николаевой, Алины Чистяковой, Юханна Никадимуса – такое поступательное просветительское движение, у них я и училась.

Меня привлекло сочетание грубого льняного шнура и стеклянных бусин, я пыталась найти видео-уроки, но было очень мало информации, и на музейных экспонатах было трудно рассмотреть принцип вышивки, поэтому действовала по наитию и продолжала искать. В 2019 году мне случайно выпала в рекомендациях соц.сети школа вышивки, я долго сомневалась, но решила попробовать.

Оказалось то, что я ищу, – огромная редкость, и живых носителей этой техники вышивки не осталось, мастера узким кругом изучают музейные экспонаты и по ним восстанавливают сам принцип сажения по бели.

И вот тут пришло ощущение, что я на своем месте, что я пока умею мало, но занимаюсь любимым делом. 

Потом случилась пандемия, изменились условия труда, и я приняла решение уволиться с работы.

Жить и выполнять только лишь рутинные задачи мне неинтересно. Я так себя не чувствую. Решила учиться еще одной старинной русской технике вышивки.

В русских женских головных уборах очень часто встречаются смешанные техники вышивки – меня привлекло золотное шитье. Сложное, скрупулёзное и из неведомых мне материалов: канитель (витая проволока), трунцал (витая проволока угловатая), пряденое золото (нить, на которую намотана проволока золотая, серебряная, латунь).

Перед тем как приступить к вышивке, идет долгий этап подготовки: чертеж эскиза, подбор материалов, подготовка основы для вышивки. Он может занимать от недели до нескольких месяцев. У меня есть венец, который уже год в работе, но в этом году все же планирую его закончить.

Принцип создания кокошника

Для начала нужен чертеж – подробная схема узора с расстановкой бусин и маршрутом бели.

Маршрут бели (шнура) – искусная головоломка, узор состоит из непрерывной нити в 2 ряда, потому что именно в борозду между 2-мя рядами бели и будет ложиться бусина. Могут быть еще и отдельные маленькие детали из бели. 

Подобрать материалы – этнографически точные ткани, бусины, размер жемчуга, долго искать редкие диковинки.

Затем натягивается ткань на пяльца.

И вот теперь узор переносится на ткань для вышивки или на бумагу.

Пришивается бель, поверх нее пришивается (сажается) каждая бусина или жемчужина.

После весь узор обрамляется золотным шнуром, часто еще раз дублируется тонким хлопковым.

Затем варится мучной клей, и проклеивается вся вышивка в несколько слоев ткани – этот слой и будет держать вышивку веками, иногда он составляет до 1 см. 

Сушка занимает пару дней. 

После чего убор необходимо аккуратно вырезать макетным ножом из пялец и обработать края вышивки: шлифовка, доклейка, удаление нитей ненужных.

Глубина ручного труда

Сейчас, когда уже есть опыт работы со старинными русскими техниками вышивок, понимаешь всю глубину ручного труда женщин прошлых веков. Женщины в немыслимых условиях жизни, по текущим меркам, создавали непревзойденную красоту. Когда создаешь реплику музейного экспоната, надо прочертить все до мельчайших деталей, за такой работой часто ловлю себя на мысли, что понимаю ход мысли женщины, которая создала этот убор, к примеру, в XVIII веке. Подчеркнула для себя, что если в чертеже и вышивке сложно, то значит неправильно, надо сделать еще проще, не удаляя сложных деталей, а сложные детали сделать удобными себе. Главный принцип женщин того времени – не усложнять себе и без того нелегкую жизнь. 

Очень много узнала интересных исторических фактов, например про жизнь на Севере, о том, что они были модниками и все другие регионы с них пример брали, о том, что до XIX века Россия была первой в Европе и второй в мире (после Индии) по добыче жемчуга. Сейчас совсем не найти русский жемчуг.

К примеру, многие думают, что богато расшитые кокошники носили дворянки и сплошь знатные люди, а на самом деле это крестьянский головной убор.

Но больше всего меня волновало, что все что я делаю, так и остаётся музейным экспонатом и не является частью жизни современного человека, только отдельных ценителей.

Творчество отражает действительность на текущий момент, окружающий мир и веру. Мне не хочется упрощать старинный узор, но хочется сделать его более читаемым современному человеку.

К примеру, я очень люблю узоры северных венцов, на первый взгляд – цветочный орнамент, но если присмотреться, то угадывается женская фигура оплечная (до плеч) или в полный рост. Еще знак сердца, как мы его сейчас воспринимаем, раньше обозначал семя, семена, плодородие. Очень много природных линий в узорах, характерных для области бытования предмета.  Старинные узоры – мой неиссякаемый источник вдохновения.

Думаю, они и сейчас актуальны, главное – найти и донести до людей.  

Об этом можно очень много говорить, но в целом все построено на принципе гармонии человека с окружающим миром, бытом и искренности самовыражения.

Эстетика традиционных предметов быта

Вообще сейчас, когда модно говорить про русский код, и у нас только начинает формироваться рынок декоративно-прикладного искусства, самое время расширить кругозор людей по эстетике традиционных предметов быта, сформировать ценность ручного труда, объяснить значимость преемственности в традиции, особенно в рамках отдельно взятого региона страны. Это уже не только про вышивку, это про крупицы знаний, которые могут помочь в самоидентификации человека и создать те самые составляющие культурного кода, о которых сейчас говорят.

В своих соц. сетях я рассказываю про традиции в украшениях, но, на мой взгляд, мало, моё начинание – Сединкина.вышивка – это один человек. Я черчу, вышиваю, веду соц.сети, руковожу съемками, встречаюсь с клиентами, участвую в мероприятиях и все это на фоне только формирующегося рынка декоративно-прикладного искусства, а значит, нестабильного дохода. Всё пока держится на энтузиазме.

Вот, к примеру, 7 октября прошел показ дизайнера одежды Ирины Воробьевой в рамках Московской недели моды, где в образах использовались мои головные уборы. Мы 2 месяца работали над концептом коллекции без выходных ради двадцатиминутного показа, и это было потрясающе, люди смогли увидеть наше представление об использовании традиционной вышивки и головных уборов в современном образе женщины, одежду, которую можно носить и которая хранит в себе традицию. Пока рано говорить про успехи, могу сказать, что наш взгляд оказался очень близок аудитории.  Наша аудитория – это многозадачные женщины, ценящие себя и свое время. Женщина, гардероб которой состоит из функциональных вещей, способных выразить её натуру и в то же время не жертвовать удобством. 

Ручная работа – это кропотливый труд, и она не может стоит дешево или средне, во все времена это было дорого, раньше за жемчужный венец можно было купить небольшую деревню. Времена изменились, но искусный ручной труд по-прежнему ценится высоко, я хочу, чтобы ручная работа стала доступна большему количеству людей. Чтобы, планируя покупку предмета гардероба, женщина знала, что есть красивое и традиционное, надевая красивый наряд однажды подумала: «А вот тут кокошник нужен!», и она знала бы, где приобрести и какой он бывает.

Мои работы находятся в галереях, где есть возможность примерить и рассмотреть украшения. Можно написать мне (Сединкина.вышивка) в соц. сети и выбрать понравившиеся, скоро сайт будет.

Еще мои работы можно приобрести во Владимиро-Суздальском музее. Владимир и Суздаль – прекрасные примеры взаимодействия современных авторов и музеев в создании качественной сувенирной продукции как продолжения экспонируемых предметов искусства.

Сейчас я работаю над еще одним аспектом вышивки – предметным дизайном. Я прошла конкурс на выставку «Трын*Трава», и там я хочу рассказать о том, что вышивка сажение по бели многогранна и способна украсить интерьер современного дома. Хочу раскрыть сажение по бели как инструмент для самовыражения.

Я только в начале своего пути и вижу в нем перспективу.

Мне радостно от того, что на прохожих девушках все чаще можно заметить венцы, что все больше людей занимаются традиционными вышивками, появляется больше выставок декоративно-прикладного искусства.

Очень хочется, чтобы мастера не боялись искренне себя выражать, этого сейчас не хватает. Вышивка жива, пока существует в едином ритме с окружающим миром.

Хочу пожелать всем мастерам вышивки на любом уровне – здоровой спины и острого зрения!  Они самые уязвимые. Берегите себя!

Нет быстрого и простого пути без ошибок, этим он и занимателен. 

Все начинается с мысли, однажды я просто решила, что мне это интересно. Моё желание узнать привело к действию, действие – к результату. Думаю, что самое интересное только начинается. Очень важно настроиться на небыстрый результат и верить в свои силы.