13 Фев 2025, Чт

Рабочие? Дворяне? Модные горожане!

Екатерина Устинова

Фотографии из коломенских семейных альбомов рубежа XIX–XX веков давно стали музейными экспонатами. Имена людей, изображённых на старых снимках, порой утеряны, но сохранился их облик. Эти фотокарточки – наглядный экскурс не только в историю города, но и в историю городского костюма, а ещё – свидетельство того, как постепенно стирались внешние границы между сословиями.
В архиве библиотеки имени И. И. Лажечникова есть фотокопия снимка конца XIX века, на котором изображена неизвестная купеческая чета. На женщине модное платье, а вот мужчина выглядит как хрестоматийный купец: окладистая борода, длиннополый тёплый сюртук и сапоги. Купеческое сословие сохраняло свой особый уклад жизни, не схожий ни с дворянским, ни с мещанским, поэтому до определённого времени среди купцов следовать моде было не принято. Эта фотография отражает перемены, которые затронули даже такую консервативную среду, как купечество. На другом снимке из библиотечного архива изображены трое неизвестных мужчин: один внешним обликом напоминает купца, а вот двое других уже в модных сюртуках. В начале XX века фото практически перестают отображать разницу во внешнем облике между дворянами и мещанами, купцами и тружениками фабрик и заводов. В процессе тотальной урбанизации сословный костюм сменяется общегородским.

Неизвестная купеческая пара, Неизвестные

В фондах Государственного исторического музея хранится большая коллекция фотографий работников Коломенского машиностроительного завода, датированных началом прошлого века. Инженеры, чертёжники, рабочие изображены с членами семей, с коллегами, в фотоателье, на улице, на территории предприятия. Среди них Константин Сушкин – конструктор паровозного бюро, создатель паровозов типов «Ку» и «С», Виктор Прохачёв – конструктор паровозного депо, Иван Башкин – изобретатель инжектора особой системы. «Белая кость» предприятия, все трое в элегантных костюмах с крахмальными стоячими воротниками. Так же одевались работавшие вместе с конструкторами чертёжники. На двух снимках, сделанных в 1904 и 1905 годах, – один и тот же щеголевато одетый молодой человек. На первом он в костюме-тройке и шляпе, белоснежной крахмальной рубашке, с папками подмышкой. На другой – в том же наряде, в пиджаке, по моде того времени, застёгнутом только на верхнюю пуговицу, стоит, вальяжно облокотившись на велосипед. Молодой дворянин на отдыхе? Нет, чертёжник завода Александр Абрамов. «Модный костюм становится уже не чисто дворянским маркером, а свидетельством принадлежности к “образованному обществу”» [1, с. 17]. Производство красивых недорогих тканей и готового платья к концу XIX века поставлено на поток, что снижает стоимость одежды и делает её более доступной для представителей непривилегированных слоёв населения.

Сушкин К.Н., Прохачев В.А., Башкин И.А. с женой

Снимки рядовых рабочих предприятия, особенно семейные, представляют особенный интерес. Представители трудовой молодёжи следовали моде – так, как они это понимали. Фотографии демонстрируют большое разнообразие нарядов. Вот групповое фото серьёзных мужчин в разноцветных косоворотках и высоких сапогах. Вот группа заводских музыкантов в косоворотках и… шляпах. Вот серия снимков рабочих Коломзавода – призывников. Парни, отправлявшиеся в армию, проявляли фантазию: фотографировались с гармошками, мандолинами и гитарами, изображали перед объективом застолье со спиртным, и, конечно, надевали всё самое лучшее.

Абрамов А.Ф., Абрамов А.Ф. с велосипедом

«Квалифицированные рабочие непременно приобретали хорошо сшитую пиджачную пару, котелок, носили галстук на стоячих накрахмаленных воротниках, а иногда и сюртук с жилетом», – пишет Леонид Беловинский в своей работе «История русской материальной культуры» [2, с. 103]. На коломенских фото мы действительно видим молодых мужчин в пиджачных парах и даже костюмах-тройках. Однако некоторые из них надевали пиджак с косовороткой, а другие приходили в фотостудию в костюме, крахмальной рубашке, элегантном галстуке и брюках, по-простонародному заправленных в сапоги. Выходцы из народа, пытаясь следовать европейской моде, продолжали использовать и элементы народного костюма. Этим грешили не только мужчины, но и женщины.

Рабочие Коломенского машиностроительного завода, Рабочие и служащие КЗ – музыканты, Рабочие Коломенского машиностроительного завода

На семейном фото одного из первых рабочих Коломенского машиностроительного завода Фёдора Семёновича Кондакова его супруга позирует в платке и шали, крест-накрест повязанной поверх платья с рукавами, напоминающими модные в то время рукава-буфф.

Кондаков Ф. С. с семьёй

Ещё один любопытный пример смешения стилей можно увидеть на снимке из семейного архива кровельщика Коломзавода Николая Шведова. Фотографируясь на память с матерью и дочкой, мужчина надел традиционную косоворотку с брюками-галифе, видимо, оставшимися от службы в армии. В руке он при этом держит типично городской аксессуар – зонт-трость с длинной ручкой. «В целом разрушение сословных перегородок вело к стиранию резких границ и во внешнем облике, а разнородные настроения приводили даже к своеобразной “диффузии” в костюме», – отмечает Беловинский [Там же].

Шведов Н.И. и его мать с внучкой, Семья Стальновых

Нивелируя различия между сословиями, мода рубежа XIX – начала XX веков обнажала различия между городом и деревней, между заводской молодёжью и сохраняющим традиционный крестьянский уклад жизни старшим поколением. Пока молодые рабочие, их сёстры и жёны стремились одеваться модно, их пожилые родители зачастую сохраняли приверженность старым фасонам. Это хорошо заметно на семейных фото, где одновременно присутствуют разные поколения одной семьи. Например, на фотографии семьи Стальновых вместе запечатлены пожилая женщина в юбке, кофте и заколотом под подбородком платке, молодой мужчина в костюме-тройке и девушка в модном платье с кружевным галстуком.
«Распространение моды на европейский костюм идет “сверху вниз”, от высших социальных слоев к низшим с расширением круга населения, меняющего сословную самоидентификацию на урбанистическую, – отмечает исследователь городского костюма рубежа XIX – начала XX веков Татьяна Волобуева. – Горожане всё чаще идентифицируют себя не по сословному признаку, а по принадлежности к профессиональным группам, имущественному положению, образовательному цензу и т. д. В социокультурном отношении происходит и углубляется размежевание между двумя социальными общностями – городской и деревенской, крестьянской. Эти процессы получают отражение в утверждении европейского костюма как общегородского социального маркера, соединяющего “под общей крышей” не только прежние городские сословия (купцов, мещан, цеховых ремесленников) и разночинцев, но и интегрируемых городской средой рабочих и служащих, формально по сословной стратификации принадлежащих к крестьянам. Распространение костюма европейского типа в среде средних и низших социальных слоев горожан знаменует его утверждение в качестве внесословной общегородской одежды» [1, с. 17].
Литература

  1. Волобуева, Т. О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX – начала XX вв.: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук/Волобуева Т. О.; ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса». – Москва, 2008. – 26 с. – Библиогр.: с. 26. – Место защиты: ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса». – Текст: непосредственный.
  2. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры. Часть I. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995. – 112 с.: ил.

Фотоиллюстрации

  1. Неизвестная купеческая пара. Фотокопия. – Место, автор и дата съёмки неизвестны. – Источник: Архив библиотеки имени И. И. Лажечникова.
  2. Неизвестные. – Место, автор и дата съёмки неизвестны. – Источник: Архив библиотеки имени И. И. Лажечникова.
  3. Сушкин Константин Николаевич, конструктор паровозного бюро Коломенского машиностроительного завода, создатель паровозов типов «КУ» и «С». – Коломна, художественная фотография и фототипия А. Б. Тембурского, 16 ноября 1908 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  4. Прохачев Виктор Алексеевич, конструктор паровозного депо. – Коломна, художественная фотография и фототипия А. Б. Тембурского, 24 октября 1908 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  5. Башкин И.А., изобретатель инжектора особой системы, с женой. – Коломна, фотография М. П. Бортняевой. 1900 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  6. Абрамов Александр Федотович, чертёжник Коломенского машиностроительного завода, с велосипедом. – Коломна, 1905 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  7. Абрамов Александр Федотович, чертёжник. – Коломна, 1904 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  8. Рабочие Коломенского машиностроительного завода. –Коломна, 1908 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  9. Рабочие и служащие Коломенского машиностроительного завода – музыканты. – Коломна, 1905 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  10. Рабочие Коломенского машиностроительного завода. –
    Коломна, 1910 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  11. Шведов Николай Иванович, кровельщик Коломенского машиностроительного завода и его мать с внучкой. – Коломна, 1910-1912. – Источник: архив Государственного исторического музея.
  12. Семья Стальновых. – Коломна, фотография М. П. Бортняевой, 1915 г. – Источник: архив Государственного исторического музея.