Яна Манжесова
История костюма – это история культуры в самом широком понимании. Всё, чего достигло человечество в различных областях, нашло своё отражение в одежде. «Язык костюма» передаёт множество сведений, которые помогают понять не только черты характера и привычки человека, но и принадлежность к социокультурной среде.

Открытка художественная цветная «Мужской костюм для поездок в дальнюю дорогу (Центральные районы России)» из набора открыток «Русский народный костюм»
Костюм воплотил представления людей о красоте и функциональности, демонстрируя неиссякаемую изобретательность и мастерство русского народа.
Традиционный русский костюм отличался своей практичностью и лёгкостью в изготовлении. Для создания рубах, сарафанов, зипунов, понев и армяков не требовалось много усилий, а отходы ткани были минимальными. Благодаря небольшому количеству швов, процесс создания костюма занимал меньше времени и не требовал от швеи большого мастерства.
Разумеется, костюмы знати отличались от одежды крестьян. Богатые люди украшали свои наряды бисером, драгоценными камнями, золотом и серебром. Такой наряд мог весить от 15 до 20 килограммов.
К XVIII веку в центральных областях России у женщин стал популярен комплект одежды с сарафаном. Его надевали поверх рубахи, которая была присборена у воротника. Широкие и прямые одежды создавали цельный и простой силуэт. Костюм становился массивнее книзу, что подчёркивалось обувью: плетёными лаптями с толстыми онучами, сапогами в сборку и тяжёлыми туфлями, которые иногда надевали на семь-восемь пар толстых чулок.
В традиционном женском костюме центральных областей России талия не подчёркивалась, а, наоборот, скрывалась под различными нагрудниками.

Зарисовка женского народного костюма. Нижегородская губерния. Конец XIX-начало ХХ. Из альбома «Народная одежда Центрально-промышленного района России. Вторая половина XIX – начало XX веков». Часть I. Зарисовки.
Жительницы Московской, Владимирской и Ярославской губерний чаще всего носили сарафан с клиньями по бокам, который назывался распашным. Его передняя часть состояла из двух полотнищ ткани, соединённых застёжками на медных, оловянных или серебряных пуговицах. Иногда эти полотнища просто сшивали, а застёжки делали чисто декоративными. Бока сарафана были расширены дополнительными клиньями, что придавало силуэту трапециевидную форму.
Чуть позже появился сарафан с лямками, который был круглым или прямым. Он был более простым в изготовлении и шился из недорогих тканей, таких как пестрядь и ситец. Постепенно он вытеснил тяжёлый сарафан с клиньями, поскольку был более удобным и практичным.
Для русского костюма была характерна интересная особенность. Он формировался под влиянием двух религий: православия и язычества древних славян. Многие языческие обычаи и верования стали частью повседневной жизни и даже суеверий. В костюме это отразилось в орнаментах на воротниках, запястьях и нижней части рубахи. Одежда считалась частью человека, а узоры на ней должны были защищать, укреплять здоровье и приносить удачу.

Зарисовка женский крестьянский костюм. Московская губерния. Из альбома «Народная одежда Центрально-промышленного района России. Вторая половина XIX – начало XX веков». Часть I. Зарисовки.
Насыщены были орнаментом головные уборы замужних женщин: сороки, кокошники и кички. Орнамент, как и костюм, был разделён на уровни. На подоле рубахи обычно изображали ромбы или косые кресты, символизирующие земледелие, плодородие и огонь. А на головных уборах преобладали солярные знаки и изображения птиц. Даже сам убор напоминал птицу.
В русском народном костюме цвета также имеют своё значение. Нижняя часть одежды традиционно тёмная, поскольку она символизирует землю. Верхняя же часть, напротив, светлая, потому что она ассоциируется с небом. Красный цвет в русском крестьянском костюме связан с солнцем и плодородием. Для окрашивания тканей использовали натуральные красители: жёлтый цвет получали из берёзы и орешника, зелёный – из крапивы, а красный – из зверобоя.
«Основной верхней мужской одеждой являются кафтаны, обязательно домотканые, суконные, в разных уездах разного цвета. Ткут их из овечьей и коровьей шерсти, причем в некоторых случаях, определяя покрой, фасон, прибавляется слово русский – «русские кафтаны», как, например, в Воскресенском, Звенигородском и, что самое любопытное, в Московском уезде. Обычные цвета – белый, серый, черный и смурый. Белые носят в Бронницком и Коломенском, серые – в большинстве уездов кроме Дмитровского, черные – кроме Звенигородского, Можайского, Рузского и Серпуховского, а смурые в Дмитровском, Звенигородском и Рузском уездах» [8].

Зарисовка женского крестьянского костюма. Владимирская губерния. Из альбома «Народная одежда Центрально-промышленного района России. Вторая половина XIX – начало XX веков». Часть I. Зарисовки.
Если кафтаны надевались одновременно с шубой, то всегда поверх ее. Домотканое сукно не служило единственным материалом, из которого шились кафтаны. В некоторых уездах, например, в Воскресенском, «которые позажиточнее имеют кафтаны из хорошего сукна»; в Дмитровском уезде – «позажиточнее в синих кафтанах»; в Московском уезде «те, кто позажиточнее, имеют кафтаны из иностранных сукон».
Из нижней одежды крестьян упоминаются лишь в Московском уезде рубахи белые, холстинные, с косыми воротами, «а которые побогатее, те носят пестрядинные, а некоторые и шелковые» [8].
Пояс был неотъемлемой частью традиционного народного костюма. Без него было немыслимо показаться на людях. Снять пояс с человека – означало опозорить его. О несдержанном человеке говорили: «он распоясался» – т.е. распустил пояс. Изготавливались пояса из ярких тканей или плелись из шёлковых или шерстяных нитей с кистями на концах.
Самым распространенным видом обуви были лапти, сапоги были редки. Будничные плели из грубого широкого лыка, праздничные розовые – из вязового лыка (такими они становились после опускания в горячую воду). Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже из бересты. Были также лапти из коры ивы, дуба и мочала. Предпочтение отдавалось лаптям из липового или вязового лыка [6].

Зарисовки передника и его фрагментов. Из альбома «Орнамент русской народной женской одежды. Женская одежда средне-русской полосы. Отдельные предметы одежды и детали орнамента. Часть III».
В российском климате для всех слоёв населения большое значение имела зимняя одежда, особенно шубы. Представители низших классов, как горожане, так и крестьяне, носили шубы из овчины, реже – из козьего меха. По сути, это были те же самые кожухи. У более состоятельных горожан и феодалов шубы были изготовлены из тщательно подобранных, иногда дорогих мехов, которые покрывались красивой тканью и украшались вышивкой и кружевом. В то время шубы всегда шились мехом внутрь [10].
С приходом к власти Петра I облик русских людей претерпел изменения. Пётр I хорошо понимал, как одежда влияет на восприятие человека, и стремился использовать это для того, чтобы подчинить бояр и привлечь на свою сторону представителей других сословий.
Народу насильно прививали вкус, заменяя роскошные, но неудобные и многослойные одежды, более практичными и лёгкими, характерными для Европы. Вместо кафтанов и платьев с длинными рукавами появились короткие кафтаны и платья с глубоким вырезом.
Во второй половине XVIII века Екатерина II предприняла попытку возродить национальную самобытность. Особенно в области материалов и пышной отделки.

К концу XIX века в народной одежде стали появляться элементы городского стиля, который становился более унифицированным и стандартизированным. В этот период традиции народной одежды гармонично сочетались с актуальными тенденциями городской моды.

Литература
1) Андреева, А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг [Текст] / А. Ю. Андреева ; [худож. А. Ю. Андреева]. – СПб. : Паритет, 2006. – 136 с.: ил.
2) Арциховский, A. B. Одежда. История культуры древней Руси. – М.; JL. – 1948. – С. 234-262.
3) Забелин, И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. / соч. Ивана Забелина. – 4-е изд. с доп. – Москва : издание А. Д. Ступина, 1918. – 24 с.
4) Захаржевская, Р. В. История костюма: от Античности до современности / Р.В. Захаржевская. – М.: Рипол Классик. – 2004. – Текст электронный. – URL: http://library.lgaki.info:404/85.126%20%20%20%20%20%20%20%20%20Костюм/История%20костюма%20Захаржевская.PDF (дата обращения: 10.10.2024).
5) Захаржевская, Р. В. История костюма : костюм в Древнем мире, костюм в Средние века, эпоха Возрождения, период Мольера, европейский костюм XVII – XX веков, русский костюм / Р.В. Захаржевская. – Изд. 4 -е, доп. и перераб. – Москва : РИПОЛ классик, 2009. – 431, [12] л. цв. ил. с. : ил.
6) Край родной коломенский : Сборник материалов / Составитель А.Е. Денисов. – Коломна : Коломенский клуб краеведов, районный отдел народного образования, 1995. – 69 с. : илл.
7) Лебедева, Н. И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии / Н.И. Лебедева. – Рязань. – 1929. – Текст электронный. – URL: https://www.prlib.ru/item/721963 (дата обращения: 10.10.2024).
8) Левашова, В. П. Об одежде сельского населения древней Руси. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 40. – М., 1966. – С.112-119. – Текст электронный. – URL: http://vk.com/doc-9986776_317281498
9) Миллер Петр. Сельский пейзаж Московской губернии на рубеже XVIII века. – Текст электронный. – URL: http://almanac.voopik.ru/pdf/1994_1_89-93.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
10) Политковская, Е. В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI–XVIII веках / Е.В. Политковская. – Москва : Флинта, 2019. – 78 с.
11) Рабинович, М. Г. О древней Москве: Очерки материальной культуры и быта горожан ХI – ХVI вв. – М., 1964. – Текст электронный. – URL: https://djvu.online/file/WTB0hkxYELpGe (дата обращения: 10.10.2024).
12) Русский традиционный костюм [Текст] : иллюстрированная энциклопедия / авт. – сост. Н. Соснина, И. Шангина. – Санкт – Петербург : Искусство-СПБ, 1998. – 399 с., [24] л. ил.: ил.
13) Сабурова, М. А. Древнерусский костюм. Древняя Русь: Быт и культура. – Москва. – 1997. – С. 93-109.
14) Савваитов, П. И. Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конскаго прибора, извлеченное из рукописей Архива Московской Оружейной палаты : с объяснительным указателем / [сочинение] Павла Савваитова, члена Археографической комиссии, действительнаго члена Императорских Русских обществ Археологическаго, Географическаго и Вольнаго Экономическаго. – Санкт-Петербург : в типографии Императорской Академии наук, 1865. – 351 с.
15) Сергеева, А. В. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность / А.В. Сергеева. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта : Наука, 2006. – Текст электронный. – URL: https://djvu.online/file/pDrVAhSCmNA6Y
16) Степанова, Ю. В. Древнерусский костюм по письменным и археологическим источникам X–XV вв. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – № 3 (21). – 2005. – С. 95-97. – Текст электронный. – URL: https://vk.com/doc-9986776_399978723
17) Стрекалов, С. С. Русские исторические одежды от X до XIII вв. / С.С. Стрекалов. – СПб. – 1877. – Текст электронный. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000203_000130_50/