13 Фев 2025, Чт

Коломенский платок

Ольга Поликарпова

На Руси с древнейших времен покрывали голову тканью все: царицы и крестьянки, девицы и замужние женщины. Покрытая голова свидетельствовала о добродетельности женщины, а платок служил символом ее достоинства. Замужняя женщина по обычаю должна была прятать свои волосы от постороннего взгляда, не ходить простоволосой. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком.

Парчовые платки и косынки фабрики Левиных

         С течением времени он обрел множество вариаций и стилей, отражая культурные особенности различных регионов России. Каждый имел свой уникальный узор и цветовую гамму, что позволяло женщине показать свою индивидуальность и принадлежность к определённой социальной группе. Важным аспектом был не только внешний вид, но и техника изготовления — многие платки создавались вручную, с любовью и вниманием к деталям.

         Исторически сложилось, что с середины XVIII и до начала XX века основное производство шелковых и парчовых платков и шалей было сосредоточено в нескольких уездах Московской губернии, в том числе и в Коломенском. Литератор Александр Павлович Башуцкий в 1835 году писал, что «Москва есть центр деятельности по части шелкового дела. Уезды Московский и Богородицкий для тканей шелковых и полушелковых, а уезд Коломенский для штофов, парчей и глазетов, вот наши Лион, Руан, Сент-Этьен, Сент-Шомон».

        Первое упоминание о наличии в Коломне шелкового производства относится ко второй половине XVIII века. В 1765 году по указу Мануфактур-коллегии в городе была основана шелковая фабрика Сергея Попова и Евстафия Полетаева. Она находилась в приходе церкви Архангела Михаила, а ее ассортимент состоял из разного сорта платков и тафты. Фабрика Петра Котельникова открылась в 1769 году, и на протяжении 70-х годов XVIII столетия здесь на ручных станах вырабатывались различные недорогие шелковые ткани, такие как тафты гладкие, полосатые и клетчатые, а также платки «тафтяные малой руки» и кружева. Центром шелкоткачества в коломенском уезде стала деревня Бобренево, здесь было основано несколько шелковых фабрик, владельцами которых значились несколько крестьянских и купеческих семей Бабаевых. Другим центром являлось село Подлипки, откуда вышли две промышленные династии Левиных.

         В XVIII веке в народной среде женщины для парадного выхода использовали канаватное покрывало или канаватную фату – большой платок прямоугольной формы, который набрасывали на головной убор и плечи. Канаваты были украшены сложным золотным орнаментом по красному шелковому фону.  Своеобразие орнамента и цветового решения связано с их восточным происхождением: ткани и покрывала привозили в Россию из города Канафа (Эль-Канават) в Палестине (совр. Сирия). В России канаватные покрывала в больших объемах начали производить со второй половины XVIII века. Причем создавались настолько качественные изделия, что сбывались они не только в России, но и на рынках Востока и Средней Азии. Производством и продажей канаватных покрывал впервые занялись в Астрахани промышленники армянского происхождения, позднее фаты-канаваты изготавливали в подмосковной Коломне на мануфактурах Ложечникова и Левиных. Они были довольно дорогим товаром: в 1841 году цена одной фаты, производства подмосковного купца Мартына Гурьевича Левина, доходила до 12 рублей.  К концу XIX столетия драгоценные канаватные фаты, которые прежде бережно передавали по наследству, стали надевать только на свадьбу, а порой и вовсе использовать как скатерть.

          В конце XVIII и начале XIX века в России были широко распространены золототканые парчовые платки, также известные как «парчовые». Их производство было сосредоточено в Москве и Коломне, где находились шелкоткацкие предприятия. Парчовые платки были особенно популярны среди купцов и состоятельных крестьян, они использовались для покрытия головных уборов. Для их создания использовались нити различных цветов и качества, такие как золотые, серебряные, мишурные и шелк разных оттенков, включая коричневый, фиолетовый, зеленый, красный, бежевый и другие. Часто применялись комбинации нитей двух цветов. Орнамент на платках преимущественно представлял собой стилизованные растительные узоры: розы, букеты, крупные соцветия, соцветия в бутоне, к цветам добавляли ягоды и плоды.

Коломенские купцы Левины — одни из самых известных производителей парчовых платков и покрывал. В первой половине XIX века были известны клейма Якова, Василия, Мартына, Егора Левиных. Изделия, изготавливаемые на их мануфактурах, неоднократно выставлялись на промышленных выставках не только в России, но и за рубежом, и были отмечены золотыми медалями и дипломами. На всю Россию славились платки и фаты с клеймом «Содержатель Коломенской фабрики. Купец Гурий Левин». Московский купец Василий Левин, один из основателей знаменитой династии, создал платок к торжественному событию – свадьбе будущего императора Александра II и великой княжны Марии Александровны в 1841 году. Это зеленый платок с серебряным парчовым узором, монограммой «МА» под императорской короной и попарно расположенными цифрами 14 и 18. Редчайший случай, когда в платке, для которых характерен цветочный орнамент, появляется такое изображение. Фабрики, принадлежавшие династии Левиных, просуществовали до середины XIX века. Прославились они и как благотворители: на их средства содержались приюты, больницы, школы.

         Купчихи, мещанки, богатые крестьянки на праздники любили надевать разноцветные узорные коломенские платки. Много товара продавали на ярмарках в Москве и Нижнем Новгороде. Платок в России всегда был окружен особой аурой: дарил тепло, служил своего рода оберегом, напоминал о дорогом сердцу событии.

          В конце XIX века русскими золотными тканями начали вдохновляться знаменитые художники. Иван Билибин создал серию открыток с нарядами русских барышень, в которых можно узнать ткани, изготовленные в Коломне.

         Сегодня коломенские платки можно увидеть в Эрмитаже, Государственном историческом музее и Музее антропологии и этнографии РАН. В собрании музея «Шелковая фабрика» (https://silkfactory.ru/kollekcziya/) есть несколько фат, одна из которых была выкуплена в реквизиторском цехе провинциального театра. В 2022 году в Коломну из Нью-Йорка вернулось еще одно текстильное сокровище — коломенская канаватная фата, которую здесь соткали предположительно в первой половине XIX века. «Фонд друзей Коломны» совместно с музейно-творческим кластером «Коломенский посад» планирует показать фату в пространстве музея-лаборатории «Шёлковая фабрика» в октябре 2024 года.

Литература

Нагорских, Т. «Плат узорный до бровей…» [Текст: электронный] / Т. Нагорских// РусскийМир.ru. – URL: https://rusmir.media/2019/05/05/platki (дата обращения: 09.10.2024).

Полякова, Е. В. Шелкоткацкие фабрики Коломны конца XVIII — 1-й половины XIX вв. К истории промышленных династий Левиных [Текст: электронный] / Е.В. Полякова. – URL: https://xn—-7sbabalfgj4as1arld1aqs8v.xn--p1ai/uploads/catalogfiles/1573_e-v-polyakova-shelkotkackie-fabriki-kolomny-konca-xviii-1-j-poloviny-xix-vv-k-istorii-promyshlennyh-dinastij-levinyh.pdf (дата обращения: 09.10.2024).