Манжесова Яна
Старинный русский город Коломна является одним из крупнейших культурных центров Подмосковья. Историческое наследие города неразрывно связано с именами деятелей истории, культуры и искусства.
Алябьев в Коломне
Вплоть до XIX века в музыкальной культуре Коломны доминировала духовная музыка: пели храмовые хоры и действовала духовная семинария. Кратковременное пребывание в городе Александра Александровича Алябьева в 1842 году дало миру несколько произведений.
«Николай I, раздосадованный тем, что Алябьев, вопреки его воле, в течение нескольких лет пребывает безвыездно в Москве, распорядился выслать композитора в Коломну» [5].
В ссылке композитор создал романсы «Черкесская песня» на слова М.Ю. Лермонтова, «Почтальон» на слова Е.Н.Гребенки, «Кабак» на стихи Н.П. Огарева. Также Алябьев продолжил работу над оперой «Аммалат-бек» по повести А.А.Бестужева-Марлинского и заканчил некоторые ранее начатые произведения (опера «Рыбак и русалка», отдельные номера оперы «Волшебная ночь»).
Не оставляет он сочинений для церковных хоров. Точно известна дата одного из них: «Отче наш» для смешанного 4-голосного хора с подписью «1842 года 30 сентября г. Коломна».
Как указывает Р.А. Кулаковская, до нас дошла запись коломенской пословицы, сделанной Александром Александровичем на титульном листе нотной тетради: «У дворян животы тонки, да длинны, а у купцов животы толсты, да коротки» [2].
Рутинная жизнь в Коломне была нарушена приятным событием для А. Алябьева: он получил пять экземпляров своей любимой композиции «Соловей», изданной в фортепианной аранжировке Ф. Листа. И вскоре получил разрешение на проживание в Москве. После возвращения из Коломны вел довольно уединенный образ жизни и много работал. В Коломне чтят память композитора. Центральная детская музыкальная школа носит его имя, также в его честь назван переулок рядом с музыкальным училищем.

В Серебряном веке Коломна становится сезонным музыкальным центром
В коломенском селе Акатьеве с первой половины XIX века находилась усадьба, которая неоднократно меняла своих владельцев. Последним из них был известный контрабасист и дирижер Сергей Александрович Кусевицкий. В этой усадьбе часто бывали почетные гости, среди которых были Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Фёдор Шаляпин, а также Николай Струве, сын Густава Струве, родившийся в 1875 году.
В начале своего творческого пути Николай попытался следовать примеру своего отца, поступив в Рижский политехнический институт, но в итоге уехал в Москву, чтобы поступить в консерваторию. Позже он отправился в Германию, где учился в Дрезденской консерватории по классу композитора у известного немецкого теоретика и композитора Феликса Дрезеке. Именно тогда между Николаем Струве и Сергеем Рахманиновым связалась дружба и музыкальное сотрудничество.
В 1909 году Сергей Кусевицкий основал Российское музыкальное издательство с целью поддержки русских композиторов и защиты их от эксплуатации со стороны издательских домов. Управляющим издательства был назначен Николай Струве. На него легли все административные, организационные, хозяйственные и финансовые обязанности, включая ведение дел с композиторами, управление нотными магазинами в Москве и Санкт-Петербурге.
Сергей Рахманинов, великий композитор и активный участник совета издательства, разделял с Николаем Струве не только рабочее сотрудничество, но и дружеские отношения. В знак признательности он посвятил Струве свою симфоническую поэму «Остров мертвых». В ответ на этот жест Николай Струве создал музыкальный цикл «Наброски для голоса и фортепиано “Из Козьмы Пруткова”», посвященный своему «дорогому другу» Сергею Рахманинову.

После Великой Октябрьской социалистической революции Сергей Александрович Кусевицкий, Сергей Васильевич Рахманинов, Федор Иванович Шаляпин уехали за рубеж, как оказалось, навсегда, однако на всю жизнь остались верны России [1, c. 100].
Коломна также связана с именами хорового дирижера А. Свешникова, С. С. Курлаева, М. Мельникова, Ф. Попадич.
Сразу после окончания Октябрьской революции начинается организаторская, творческая и педагогическая деятельность С.А. Курлаева. 15 ноября 1917 года его назначают заведующим музыкальным отделом исполкома Коломенского уезда (по совместительству). По его инициативе организуется в том же году общеобразовательные курсы музыки, а в 1918 году открывается музыкальная школа [3, с. 8].
К лету 1918 года Курлаев основал в Коломне оркестр неаполитанского типа, что привлекло к нему множество друзей, ценителей музыки, поклонников его гитарного искусства, учеников и сторонников. Некоторые из них позднее сами начали заниматься преподаванием музыки и созданием музыкальных коллективов. С августа 1918 года Курлаеву в организации струнных оркестров в Коломенском Союзе Кооперативов помогал студент Московского высшего технического училища и гитарист-любитель Вячеслав Федорович Мельников [3, с. 9].
В середине 1950-х годов Коломенская музыкальная школа стала методическим центром, объединившим Егорьевскую и Озерскую школы. Под названием «Коломенский куст» в рамках этого объединения проводились совместные просмотры и концерты. После чего основной целью Сергея Александровича Курлаева стало возведение здания новой музыкальной школы в городе. После двух лет строительства в сентябре 1958 года начался учебный год. А на фронтоне школы красовалась вывеска «Музыкальная школа». Однако уже через год в Коломне открылось музыкальное училище, и Сергея Александровича Курлаева постановлением от 30 апреля 1959 года назначили его директором [3].

Александр Васильевич Свешников
Александр Васильевич Свешников, выдающийся хоровой дирижер ХХ века, был потомком известного коломенского купца Семена Нестерова и принадлежал к обширной купеческой и мещанской семье. На углу улиц Арбатской и Москворецкой в Коломне стоит небольшой деревянный дом, в котором родился выдающийся деятель музыкального искусства. На доме в разные годы установлены мемориальные доски. А старожилы до сих пор называют его «домом Свешникова». Совсем юным он переехал из Коломны в Москву и прошел сложный путь от начинающего музыканта до выдающегося деятеля хорового искусства.
Александр Васильевич был организатором и руководителем вокального ансамбля Всесоюзного радио. Перед Великой Отечественной войной – художественный руководитель Ленинградской академической капеллы. В 1943 год он создал Государственный академический русский хор Союза ССР. В его репертуаре насчитывалось более 800 сочинений, произведений различных эпох и стилей. Также сохранил традиции церковной музыки.

По его инициативе было организовано Московское государственное хоровое училище. И более четверти века Александр Васильевич возглавлял в качестве ректора Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Имя А.В. Свешникова носит городская детская хоровая школа. Коломенский краеведческий музей и Центральная районная библиотека хранят материалы о жизненном и творческом пути музыканта.
«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре» А.В. Свешников

В 1930–1940 годах лидером музыкальной жизни города стал его друг – хоровой дирижер Федор Попадич. Талантливый композитор Ф.Н. Попадич создал ряд произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В качестве художественного руководителя Дворца культуры машиностроителей он организовал хор русской народной песни, выступавший как в городе, так и в Москве и области. Помимо этого, он основал оперную студию в Дворце культуры, где жители Коломны самостоятельно ставили оперы Чайковского, Римского-Корсакова и Рубинштейна. Там же исполнялись советские оперетты, включая известную «Свадьбу в Малиновке» Александрова.
Литература
- Кузовкин, А.И. Они бывали в Коломне: малоизвестные страницы из жизни известных людей. – Коломна, 2002. – 344 с., ил.
- Кулаковская Р.А. Алябьев. Люди, города и веси в судьбе композитора. – Пущино, 2013. – URL: http://samlib.ru/k/kulakowskaja_r_a/alabiev.shtml (дата обращения: 12.09.2024).
- Румянцев, П.И. Сергей Курлаев. Очерк о жизни и творчестве / П.И. Румянцев. – Коломна: Инлайт, 2016. – 56 с.
- Рябкова, Л.Б. Коломенские благотворители / Л.Б. Рябкова. − Коломна: Лига, 2009. – 240 с.
- Сконечная, А. Д. Московский Парнас / А. Д. Сконечная. – Москва: Моск. рабочий, 1983. – 176 с.
- Страницы музыкальной истории Коломны : [книга-альбом] / [Й. Хойслер, Е.В. Бычкова, Н.И. Демпке, Л.Б. Рябкова и др.]. – Рязань : ПРИЗ, 2015. – 104 с. : ил.