Екатерина Устинова
Свешников в Коломне
Александр Васильевич Свешников, выдающийся хоровой дирижёр и педагог, родился в Коломне, в семье Василия Яковлевича Свешникова и Елены Семёновны, урождённой Нестеровой. Коломенский период в биографии великого хормейстера отражён крайне скупо, даже дата его рождения в течение многих лет указывалась неточно. В изданиях советских лет писали, что он появился на свет 11 сентября (по новому стилю) 1890 года. Именно этот год по неизвестной причине называл при оформлении документов сам Александр Васильевич. На бланке «Сведений о желающем поступить в Московскую консерваторию», заполненном в 1916 году, он указал ещё одну альтернативную дату рождения – 28 сентября 1889 года (по старому стилю) [1]. Однако коломенский исследователь Николай Шепелёв в 2020 году обнаружил в метрической книге коломенской Никитской церкви запись о рождении у четы Свешниковых сына Александра и согласно ей, он родился 30 августа (по старому стилю) 1889 года [2]. Эту дату подтверждает выписка из метрической книги, которая хранится в архиве Московской консерватории имени П. И. Чайковского. 30 августа по старому стилю – это 11 сентября по новому. Некоторые источники, включая Википедию, ошибочно указывают в качестве даты рождения Свешникова 12 сентября по новому стилю.

Происхождение Александра Васильевича также замалчивалось: в публикациях советского периода обычно бегло упоминалось о том, что он родом из простой ремесленной семьи. Отец Свешникова по происхождению был мещанином. Его семья когда-то владела несколькими домами в Коломне. Дом №23 по улице Островского в наши дни как известен как «Дом Свешникова» – объект культурного наследия регионального значения [Там же]. Отец будущего хормейстера и его братья занимались ловлей рыбы на реке Москве, правда, не слишком успешно. В личном листке по учёту кадров Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР Александр Васильевич написал, что отец его был служащим и умер в 1910 году [3]. В рукописных и машинописных автобиографиях для отделов кадров Свешников неизменно писал о тяжёлом материальном положении семьи, в одной из них обмолвился, что отец много пил [4].

Мать Александра Васильевича происходила из семьи коломенского купца Семёна Ферапонтовича Нестерова [2]. Дед будущего дирижёра по материнской линии владел домами и складом, был известным в Коломне благотворителем. Во времена СССР такое родство могло стать поводом для репрессий, нет ничего удивительного в том, что Свешников не слишком его афишировал. Хоровое пение стало одним из самых ярких впечатлений детства юного Саши Свешникова. Годы спустя он вспоминал, как пели девушки-золотошвейки и работницы конфетной фабрики. «С малых лет, обладая хорошим голосом, пел в различных хорах и часто в ученическом хоре заменял регента», – писал Александр Васильевич в одной из автобиографий [4].

Детские впечатления определили его творческую судьбу. Многочисленные обработки русских народных песен, сделанные Александром Васильевичем, исполняются до сих пор. «Русская народная песня – особая любовь Свешникова. Он вырос с песней и эту страсть пронёс через всю свою жизнь и творчество. И на репетициях, и в публицистике он неустанно подчёркивал, что ни один народ не имеет такого драгоценнейшего богатства. <…> Этот живительный родник народности, питавший лучшее русское творческое наследие, – мощный и крепкий фундамент могучего и цельного искусства Свешникова», – вспоминал ученик Александра Васильевича, хормейстер и преподаватель Московской консерватории Станислав Калинин [5, с. 152].
Свешников в Москве
Александр Васильевич Свешников перебрался в Москву ещё до революции, именно с этим городом в основном связана его творческая судьба. Здесь он учился в Московской народной консерватории и Синодальном училище. Здесь в первой половине безбожных 20-х годов стал одним из известнейших церковных регентов. В 1928 году создал и возглавил ансамбль песни Всесоюзного радиокомитета, из которого впоследствии вырос Государственный академический русский хор СССР, который сейчас носит его имя. Наконец, именно в Москве Александр Васильевич Свешников принял непосредственное участие в создании Московского хорового училища.
Училище начало свою работу в тревожном 1944-м году. Первыми его учениками стали мальчишки из детской хоровой школы при Ленинградской академической капелле, эвакуированные в село Арбаж Кировской области. Позже к ним присоединились юные вокалисты из разных уголков страны. Основным предметом, вокруг которого строилось обучение, было хоровое пение, однако ребята также изучали игру на фортепиано, сольфеджио, историю и теорию музыки, нотную грамоту, осваивали навыки управления хором, чтения партитур. В архиве библиотеки имени И. И. Лажечникова сохранилась целая серия фотографий, отражающих учебный процесс: репетиции хора, занятия по общеобразовательным предметам, зарядка, обед, сон… «…Наше воспитание предусматривало всё, кроме односторонности…», – вспоминал один из выпускников училища, известный композитор Родион Щедрин [5, с. 94].

Александр Васильевич Свешников был художественным руководителем и душой училища. «День начинался со спевки. – рассказывал тот же Щедрин. – Ежедневно с девяти утра до половины одиннадцатого сам Александр Васильевич занимался со всеми учениками училища. Даже те, кому отоларинголог запрещал петь – медицинские осмотры проводились раз в неделю – или у кого шёл период мутации (ломки голоса), должны были присутствовать на спевке. <…> Все полтора часа спевки Александр Васильевич проводил всегда стоя, не разрешая и нам облокачиваться на стены или рояль… <…> … даже такая мелочь играла роль в системе Александра Васильевича – освоение дыхания и самодисциплинированность быстро сказывались на творческих результатах» [Там же, с. 93–94].
Во время учёбы юные хористы встречались с такими выдающимся деятелями искусства, как композиторы Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян, пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, певец Иван Козловский. В будущем уже выпускники училища впишут свои имена в историю отечественной и мировой музыки. В их числе художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического камерного хора Владимир Минин, хормейстеры Александр Юрлов, Станислав Калинин, Виктор Попов, композиторы Александр Флярковский и Ростислав Бойко и многие другие. В 1982 году, через два года после кончины Александра Васильевича Свешникова, училищу было присвоено его имя. В 1991 году училище преобразовали в Академию хорового искусства, возглавил которую ученик Свешникова Виктор Сергеевич Попов. С 2009 года Академия носит уже его имя.
Свешников в Германии
Государственный академический русский хор СССР под управлением Александра Васильевича Свешникова активно гастролировал за рубежом. Польша, Болгария, Венгрия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Бельгия, Италия, Германия… В архиве Свешникова, хранящемся в редком фонде библиотеки имени И. И. Лажечникова, есть немало гастрольных фотографий с немецкими штемпелями на обороте. Александр Васильевич со своим коллективом побывал в Германии в 1945 и 1953 годах, а в 1970 году вернулся сюда в ходе полуторамесячного тура по Европе, во время которого хор посетил Германскую демократическую республику, Западный Берлин, Венгрию и Чехословакию.

Немецкие музыкальные издания соревновались в хвалебных отзывах о мастерстве русских артистов. Вот лишь один из откликов, напечатанный в магдебургской газете «Фольксштимме» 10 октября 1970 года: «Около получаса длились в Штадтхалле овации, неоднократно прерываемые повторением на «бис». Среди этих произведений были и исполнявшиеся на языке оригинала немецкие песни, которыми знаменитый ансамбль из Советского Союза, с триумфом выступавший все 27 лет своего существования во многих странах, поблагодарил восторженных магдебуржцев…» [7, с. 241].

Свешников в Японии
Самой дальней точкой гастрольного маршрута Государственного академического русского хора стала Япония. Русских артистов в далёкой азиатской стране, жители которой славятся своей сдержанностью и недоверием к иностранцам, встречали восторженно. Сам Александр Васильевич в очерке «Япония» вспоминал об одном из концертов: «Во время пения тишина, потом буря оваций. «На бис» пришлось петь почти целое отделение – 15-18 произведений!

Должен признаться, что ещё никогда не бывало, чтобы нашему академическому хору подпевал зрительный зал; говорят, что не бывало такого и с японцами, сдержанными в проявлении чувств. А тут вдруг многотысячный зал запел вместе с хором «Катюшу», затем «Подмосковные вечера», японские народные песни.

Слушатели не хотели расходиться. А когда артисты уже покинули сцену, свет рампы погас, и я подписал уже несметное количество автографов, мы услышали мощное пение «Интернационала» [8, с. 76]. Его пели наши слушатели. Это трудно забыть и сейчас…» Известная японская певица и лауреат международной Ленинской премии Мира Акико Сэки в статье «Песни русских просторов», опубликованной в газете «Правда» 5 октября 1962 года, писала: «Своими выступлениями в Японии хор Свешникова ещё раз подтвердил способность песни, музыки, искусства <…> быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов…» [9, с. 218].
Александр Свешников о хоровом пении
Ничто не стоит тот певец, который не умеет петь тихо.
-
В редком голосе нет тембра, но многие пользуются им неумело.
-
Пение – физическая работа, у певца должна быть одержимость.
-
Кто поёт все буквы в одном месте, тот, как хороший стрелок, попадает всегда в десятку.
-
Пение должно производить впечатление чего-то бесконечно льющегося; испытывайте физическое удовольствие от пения.

Факт Под руководством Свешникова хор впервые исполнил сочинения Дмитрия Шостаковича: «Десять поэм на слова революционных поэтов», ораторию «Песнь о лесах» и кантату «Над родиной нашей солнце сияет». Специально для хора мальчиков Московского хорового училища Шостакович написал часть «Пионеры сажают леса» оратории «Песнь о лесах» и начало кантаты «Над родиной нашей солнце сияет».
Литература
- Сведения о желающем поступить в Московскую консерваторию (электронная копия).
- Шепелёв Н. Исправленная дата // Угол зрения. – 2020. – 29 июля. – с. 6.
- Личный листок по учёту кадров Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (электронная копия).
- Автобиография. Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. 5 апреля 1945 года (электронная копия).
- Калинин С. Работа с А. В. Свешниковым в Госхоре // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания/Сост. С. С. Калинин. – Москва: Музыка, 1998. – 328 с.: ил.
- Щедрин Р. Хоровые университеты // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. С. Калинин. – Москва: Музыка, 1998. – 328 с.: ил.
- Буря оваций в Штадхалле // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. С. Калинин. – Москва: Музыка, 1998. – 328 с.: ил.
- Свешников А. В. Япония // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. С. Калинин. – Москва: Музыка, 1998. – 328 с.: ил.
- Сэки А. Песни русских просторов // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. С. Калинин. – Москва: Музыка, 1998. – 328 с.: ил.