13 Фев 2025, Чт

Что носили крестьяне Коломенского уезда?

Елена Комарова

«По одежке встречают, а провожают по уму». Эта поговорка пришла к нам из глубины веков. Нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, из какой семьи происходит. Одежда была своего рода «визитной карточкой», которая очень многое могла рассказать о человеке.

Скотный двор 1908–1914, Россия, Московская область, Коломенский городской округ № 30. При доме был устроен скотный двор, пчельник, птичник. Следили за животными нанятые крестьяне, часть молока забирали на продажу, что и служило премией к заработку.

Крестьяне были самой крупной группой населения России. Одежда, которую они носили, была не только функциональной, но и отражала их культурные традиции.

Мужская одежда

Основной верхней одеждой крестьянина был кафтан из овечьей и коровьей шерсти. Покрой прямой, без талии, без карманов, без обшлагов на рукавах, без разрезов задней полы. Сшить его крестьяне могли сами. Под кафтан надевали рубашку, подпоясанную ремнем или тесьмою, и порты. Летом русский крестьянин носил не только кафтан, но и балахон, который иногда именовали полукафтаном, пониткой, сермягой. Он был чаще всего рабочей одеждой. В Коломенском уезде носили «балахоны ревендушные белые и черные, тонкие, называемые крутиковые, зделанные из понитки» [1, с. 327]. Про зимнюю одежду говорить нечего – у всех овчинные шубы. Тулуп был прямого покроя с шалевидным воротником, без пуговиц и крючков. Носили его на запах и подпоясывали тканью или специальным кушаком. Поверх тулупа надевали кафтан или зипун. В Коломенском уезде крестьяне надевают «зимою шубы нагольныя овчиныя, сверх коих надевают сераго, белаго и черного цвета домотканного сукна кафтаны» [1, с. 332]. Мужчины летом носили шляпы круглой формы с лентой, которая обвязывалась вокруг высокой тульи. А в зимнее время бархатные и суконные шапки с поярковым околышем. Непременным элементом крестьянской одежды были рукавицы. Нужны они были не столько для тепла, сколько для работы. Зимой в них вставлялись шерстяные варежки. Остается сказать про обувь. Самым распространенным вариантом вплоть до первой половины XX века были лапти. Они считались повседневной, а для многих крестьян и праздничной обувью. К лаптям надевали на ноги онучи – куски ткани, которые обматывались вокруг ног. В Коломенском уезде Московской губернии «обувь употребляют кожаную, а более носят лапти» [1, с. 330]. Кожаную обувь могли позволить себе только зажиточные крестьяне.

Женская одежда

Женская одежда более разнообразная, чем мужская. Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. Правда, основные типы одеяний немногочисленны и стандартны – это сарафан, рубаха, телогрея (душегрейка), носовец, понева и шуба. Разнообразие и декоративность достигались вышивкой разноцветными нитями и украшениями. Рубахи шились из домотканого холста – льняного или конопляного, длиной до щиколоток. Подол, рукава и ворот, а иногда и нагрудную часть, украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Поверх рубахи надевали сарафан, подвязанный поясом. Распространенными были белые холщевые и крашеные сарафаны. В Московском уезде крестьянки «средственного состояния ходят в сарафанах кумашных и китайчатых, обложенных выбойчатою выкладкою или лентами, а те, кои победнее, имеют сарафаны из посконной холстины (пенькового холста), большей частью окрашенные синею краскою» [1, с. 337]. Многие холщевые и синие крашеные сарафаны носили в будни. Рабочие сарафаны лишены украшений. В районах к югу от Москвы сарафаны исчезают, их заменяют особого рода юбки – «понька» или «понява». Эта мешковатая юбка была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Подол украшали узорами и вышивкой. Комбинация телогреи и юбки наблюдалась в селах близ Коломны «а подгородные – в китайчатых телогреях и коломенковых юпках» [1, с. 341]. Женские шубы по покрою не отличались от мужских, а для продления срока службы сверху покрывались холстиной. Такая практика встречалась в описании Коломенского уезда «зимою – нагольные овчинные шубы, сверху коих надевают белые тонкие суконные шушуны, а позажиточнее – шубах, крытых китайкою и камкою» [1, с. 347]. В Московском уезде «женщины же ходят летом в бумажных и китайчатых, а средственного состояния – в крашенинных шубках» [1, с. 340]. В Коломенском уезде «женщины также летом употребляют телогреи крашенинная, а позажиточнее – кумашныя и китайчатыя» [1, с. 340].

Насколько просты и однообразны головные уборы мужчин, настолько разнообразны они у женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок. Кокошник был парадным головным убором. В Коломенском уезде «на головах носят кички и сороку, у некоторых шелками и золотом вышитые и выкладенная позументом» [1, с. 345].

К концу XX в. наиболее распространенным головным убором женщин и девушек в русских деревнях стал платок.

Большой расход в крестьянской семье приходился на обувь. Женщины в основном носили лапти, хотя онучи у них были более изящными. В районах крупных рек и больших трактов, где развиты промыслы, чаще носили кожаную обувь – сапоги, коты и башмаки. Но даже у женщин она была редкостью.

Детская одежда покроем и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей.

Одежда – важнейший признак богатства или бедности. Суровые природно-климатические условия требовали больших затрат от крестьянина на одежду. В итоге весь деревенский народ круглогодично ходил в лаптях. Шубы были в ходу и зимой, и летом. Будничная одежда, как правило, неоднократно чинилась. Донашивали порой до того, что заплат было больше, чем целой ткани. Основную одежду крестьяне шили сами.

Одежда –  это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Литература

  1. Милов, Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л. В. Милов. – Москва: РОССПЭН, 2003. – 576 с.

Волков, Н. Н. Описание Коломенского уезда Московской губернии / Н. Н. Волков. – Текст: непосредственный // Единорог историко-краеведческий альманах. – 2017. – вып. 1(2). – С. 9–30.